НЕ БОЙТЕСЬ ЗАНОСА

НЕ БОЙТЕСЬ ЗАНОСА

Давайте  же  рассмотрим  вместе,  как  возникает  занос  и  что  надо  делать,
чтобы  совладать  с  ним.
Механика  его  такова: одно  или  оба  ведущих  колеса  автомобиля  вдруг  теряют
необходимое  сцепление  с  дорогой  и  начинают  скользить, пробуксовывать.  Само  по
себе  скольжение  колес  в  направлении  движения  еще  не  занос.  Он  возникает  лишь
тогда,  когда   силы  инерции  перестают  совпадать  с  продольной  осью  автомобиля.
В  этот  момент и  начинает  действовать  поперечная  сила,  сдвигая  автомобиль  в  сторону.
Почему  же  теряется  сцепление  колес  с  дорогой? Чаще  всего  это  происходит  из-за  неправильных  действий  водителя –резких  поворотов  руля на  скользкой  дороге.
Неосторожного  обращения  с  педалями  тормоза,  сцепления  и «газа». Но  это  может
случиться  и  без  участия  водителя  на  очень  скользком  покрытии.  Занос  возможен
также  из-за  неровностей  дороги,  уклона  проезжей  части. При  сильных  порывах  ветра,  
неравномерном  износе  шин  или  разном  давлении  воздуха в них.     
Чтобы  побороть  нанос  и  выровнять  курс  автомобиля,  надо  вызвать  силы,
противодействующие  той,  которая  сносит  машину  в  сторону.  Клин  клином  вышибают.
Вывод  автомобиля  из  заноса – это тоже  занос,  но  в  противоположном   первому  направлении.  Вот  почему,  если  вас  заносит  вправо,  то  руль  надо  тут  же  переложить  вправо. Тогда  возникает  контрзанос – смещение  автомобиля  влево.  Действовать  надо
решительно  и  быстро.  Насколько  поворачивать  руль – смотрите по величине  заноса.
Чем  он  больше, тем  круче  должен  быть  поворот  руля.  Но  быстро  повернуть   руль
в  сторону  заноса  еще  не  вся  наука.  Не  дожидаясь,  пока  корму  автомобиля  начнет
заносить  в  другую  сторону,  надо  переложить  руль  обратно. Именно  тут  и заключается  искусство  борьбы  с  заносом:  поворачивать  руль  в  обратную  сторону  надо  всегда
еще   до  того,  как  первоначальный  занос  прекратится.  Этим  вы  предупредите, точнее,
ослабите  бросок  автомобиля  в  другую  сторону,  после  чего,  возможно,  повторять 
прием  больше  и  не  надо  будет. Так  советуют  поступать,  когда  занос  возникает  на
прямом  участке  дороги.  На  поворотах  же  порядок  действий  несколько  иной.
Рекомендация  «руль – в  сторону  заноса»  и  здесь,  разумеется,  остается  в  силе.  Но
сразу  возвращать  его  обратно  не  надо, ведь  боковая  сила, вызвавшая  занос,  на
повороте  все  равно  не  исчезнет. Задержка  разворота  руля,  правда,  приведет  к
небольшому  уводу  автомобиля  от  первоначальной  траектории  движения.  Но  это
не  страшно,  когда  путь  впереди  свободен,  а  тем  более,  если  вы  вообще  остаетесь
в  пределах  своей  половины  проезжей  части.  Величину  такого  увода  вы  можете  регулировать  педалью  подачи  топлива.  Снижая  частоту  вращения  вала  двигателя,-
уменьшать  увод,   повышая, - увеличивать.  Руль  при  этом  может  оставаться  повернутым
в  сторону  заноса.
Чтобы овладеть  всеми  этими  приемами,  нужны,  конечно, регулярные тренировки.
Вы, наверное, обратили внимание, что  ранее речь  шла не  об  устранении  заноса  вообще,
а  об  управлении  им.  Управляемый   занос   таким  образом  превращается  из  врага  в
союзника – помогает  вписаться  в  крутой  поворот,  сманеврировать  в  ограниченном
пространстве,  а  иногда  просто  спасти  положение  в  критической  ситуации.  Следует
в  этой  связи  привести  отрывок  из  статьи  заслуженного  тренера  СССР  по  автомобиль-ному  спорту  К.Сочнова:
«Широкая  лента  шоссе. Мирно  шуршат  колеса,  тихо  играет  музыка, с  легким
шумом  проносятся  встречные  автомобили.  Но вдруг,  пропустив  впереди   идущую
машину,  мальчишка-велосипедист  то  ли с озорства, то  ли  с  испуга  в  тридцати  метрах 
от  радиатора  нашего  автомобиля  резко  поворачивает  влево.  Нога   машинально
давит  на  педаль  тормоза. Скрип  юзом  идущих  колес …  и понимаешь, что столкновение
неминуемо.  Слишком  незначительное  расстояние. 
Наш  водитель  в  доли  секунды  оценивает  обстановку.  Встречных  машин  нет.
Точно  рассчитанное  движение  руля  влево – и машина  идет  юзом,  правом  боком
смещаясь  на  левую  сторону  дороги.  Мальчишка растерялся  и  не  может  остановить
велосипед.  Он  уже  на  осевой  линии,  загораживая   полностью  проезд.  Больше  
поворачивать  руль  влево нельзя – машина  пойдет  в занос  и  собьет  велосипедиста.
Тормозить  также  бесполезно.  Резким  расчетливым  движением  водитель  разворачивает
руль  вправо.  Возникает  новый  занос,  но  теперь  уже  левом  бортом.  Автомобиль, как  бы  сделав  петлю, успевает  опередить  велосипедиста.  Однако  мальчик  все  же  догоняет  машину,  ударяется  в  правую  заднюю  дверцу  и  падает  на  асфальт.  Подбегаем. 
Поцарапанный  лоб,  испуг  в  глазах,  слезы.  Самообладание  водителя,  его  богатый  опыт спасают  жизнь  незадачливому  нарушителю  правил  движения.  Ведь  за  рулем  сидел
Заслуженный  мастер  спорта  известный  автомобильный  гонщик  Леонтий  Потапчик !»
Конечно,  мы  далеки  от  мысли, что  такой  поистине  ювелирной  техникой  езды
может  овладеть  любой  из  нас.  Но  научиться  справляться  с  обычным  заносом  должен
каждый  водитель. Однако  само  собой  это к  вам  не  придет, сколько  бы  тысяч  километров  не  было  у  вас  за  спиной.  Человек  может водить  автомобиль  20  или
даже  30  лет,  слыть  за  вполне  опытного  водителя, а оказаться  при  заносе  зеленым  
новичком,  потерять  власть  над  машиной,  погубить  себя  и  других.  Потому  что  он
знает,  как  бороться  с  заносом  только  теоретически,  и  боится  его  как  огня. А  теория
в  этом  деле  мало  что  дает,  нужна  практика.  Между  тем  тренироваться  в  овладении
этими   приемами  редко  кто  решается.  Одни  считают,  что  самому  это  делать  опасно,
другие  надеются, что  не  столкнуться  с  заносом  вообще,  большинство  же  просто  не  
знает,  как  этот  навык  приобрести.


Возврат к списку


Авторы :Зингер Г.А., Пархачев А.Д.
За пять секунд до аварии: Водителю о безопасности дорожного движения. - М. : ДОСААФ, 1984. – 120 с., ил.