БЕЗОПАСНАЯ СКОРОСТЬ

Скорость  и  безопасность.  Что и говорить, вечный  вопрос.  Конечно, большая  или  малая  скорость – понятия  относительные. В гололед  и 40 км/ч  много, на  сухой  дороге
и  60 км/м  мало.  Для  начинающего  водителя, например,  скорость  90  км/ч  непозволи-тельна, для  опытного  - нормальный  режим. Однако дальнейшие  рассуждения  потребуют
все-таки  определенного  сравнения  скоростей.
Большую  скорость  не  зря  считают опасной.  Это  так,  особенно  когда  дорога  позволяет  поддерживать  ее  довольно  длительное  время.  Прямое  широкое  шоссе  при
небольшой  интенсивности  движения  расслабляет  водителя,  вселяет в него  уверенность
в  том, что ничего  опасного  случиться  не  может,  рождает  чувство  успокоенности.  В
немалой  степени этому  способствует  и  комфортабельность  современных  автомобилей. 
Из-за  плавности  хода,  легкости  управления,  отсутствия  значительных  вибраций  и шума
У  водителя  пропадает  ощущение  высокой  скорости.  В  этих  условиях  время  его  реакции
возрастает  почти  вдвое  по  сравнению  с теми  ситуациями, когда  он постоянно  находится
начеку.  Замедленная  же  реакция,  неподготовленность  к  решительным  и  быстрым
действиям  при  внезапном  осложнении  обстановки  на  дороге  может  привести, и часто  
приводит  к  авариям  с  тяжелыми  последствиями.  На  высокой  скорости  легче  ошибиться
в  оценке  ситуации. 
Однако  не  надо  думать,  что  при  малой  скорости  решаются  все  проблемы.
В  потоке  автомобилей  двигаться  медленнее, чем  остальные,  вообще  плохо.
Вас  постоянно  настигают  и  обгоняют другие  водители, перестраиваются  или  занимают
ваш  ряд.  При  этом  не  исключены  подрезки, которые  заставят  вас  тормозить  или
маневрировать,  хотя  ни  то, ни  другое  вы  вовсе  не  собирались  делать, а следовательно,
и не  были  готовы  к  этому. Да и маневрировать  без  запаса  скорости  трудно.  Вы
нервничаете, раздражаетесь, а такое  состояние  плохой  союзник  при  управлении
автомобилем.  Если  низкая  скорость  не  вызывается  условиями  движения, а стала стилем
это  чревато  опасностями.  И  порой  не  меньше, чем  лихачество.  Тот,  кто  сбивается  с
общего  ритма,  оказывается  помехой  для  других,  создает  дополнительные  трудности  
и  для  себя.  Конечно, для  медленной  езды  есть  порой  объективные причины. Скажем,
недостаточный  водительский  стаж, привычки, выработанные  при  управлении  тихоход-ными  автомобилями  старых  марок  и теми  условиями,  когда  интенсивность  движения
была  совсем  не  такой,  как  сейчас.  Но  как  бы  то  ни  было,  такой  стиль  надо  менять.
Коль  скоро  речь  зашла  и  стиле  езды, несколько  слов  и  о  другой  крайности  в  этом  вопросе.  Некоторые  водители,  преимущественно  молодые  люди,  демонстрируют  часто
«спортивную»  езду : максимальные  скорости, резкие  разгоны  и  торможения,  обгоны впритирку,  повороты  с  заносом и  т.п.  Кавычки  мы  применили   потому,  что  настоящие
спортсмены  в  обычных  условиях  так  вовсе  не  ездят. 
Расстояние  и  скорость.  Статистика  ДТП  свидетельствует  о том, что  в  дальних
поездках   больше  всего  аварий  случается  именно  к  концу  пути.  Не  верьте  людям,
которые  утверждают, что  могут  провести  за  рулем  целы  день  и  ни  капельки  не  устать.
Доказано  совершено  точно, что через 6 … 8 ч  непрерывной  езды  заметно  возрастает
время  реакции (к тому  же  с  наступлением  темноты  оно  увеличивается  на  0,6 … 0,7 с),
снижается  внимание,  острота  мышления. Все  это  создает  реальные  предпосылки  для  аварии.  Если  вы  вынуждены  продолжать  поездку,  то  надо  существенно  снизить  
скорость  движения, а  не  спешить,  поддаваясь  соблазну  скорее  добраться  до  цели.
Надо  быть осторожным  со скоростью  и в течение  первых  двух  часов  движения:
в  это  время  ваша  реакция  еще  ниже  нормы.  Переход  от  одного  рода  деятельности  к
другому  требует как  бы перенастройки  организма, приспособления  его  к  другой  работе.
Продолжительность  этого  периода  зависит  как  от  психофизиологических  особенностей
человека, так и  от  его  тренированности.  Если  он  ездит  ежедневно,  то  способность  уверенно  и  безошибочно  управлять  автомобилем  восстанавливается  довольно  быстро.
Значительно  медленнее  происходит  это  у  того,  кто  имел  перерыв  в  езде,  и  чем  он
длительнее,  тем  больше  это  время.  Вы, наверное,  замечали  и  по  себе,  что  после  
зимнего  простоя,  например,  или  вернувшись  из  отпуска,  вы  чувствуете   вначале  
какой-то  дискомфорт  и  неуверенность  за  рулем,  которые  исчезают  лишь  через
несколько  дней.  Кстати,  явление «врабатываемости»  находит  свое  отражение  и  в
статистике  ДТП.  Оказывается,  в  первые  два  часа  езды  случается  46%  всех  аварий.  
Это  величина  даже  больше  той,  которая  характерна  для  времени  за  рулем  более  7 ч,  на  которые  приходится  около  30%  ДТП.
Зрение  и  скорость.  Известно, что зрительные  восприятия  дают  водителю  до 95%
всей  информации  о  дорожной  обстановке. Но  известно  ли  вам,  что наше  поле  зрения  резко  сужается  с  увеличением  скорости ?  Если  в  состоянии покоя  оно  составляет
приблизительно  180*, то  при  скорости  50 км/ч – уже  105*, а при  100 км/ч – только 50*.
За  пределами  этого  сектора  водитель  фактически  ничего  не  видит.  Уменьшается  и  расстояние  видимости. Каждое  увеличение  скорости на 16 км/ч  снижает  видимость
водителя  примерно  на  6 м.  Учтите  это  обстоятельство,  особенно  при  езде  ночью.
Следует  также  иметь  в  виду,  что  близорукие  больше  подвержены  ослеплению  при
встречных  разъездах  в  темноте,  у  них  медленнее   восстанавливается  зрение.
Пожилым  водителям  нельзя  забывать о том, что  с  возрастом  зрение  ослабевает,
особенно  видеть  в  темноте.  Эта  способность  утрачивается  даже  быстрее,  чем  острота
зрения.  К 60 годам  люди  в  темноте  видят в  восемь  раз  хуже,  чем  двадцатилетние.
После  40 лет  замедляется  адаптация (более длительное  время  действует  ослепление),
глаза  быстро  утомляются, снижается  способность  различать  цвета.  Если  водитель курит
и  много - еще  хуже. Воздух в салоне  автомобиля  не успевает  очищаться, а содержащиеся
в нем  вредные  вещества  вызывают  преждевременную  усталость,  притупляют  зрение.
Лучше  вообще  не  курить  за  рулем. Это  отвлекает  от  управления,  табачный  дым  ест
глаза, а  упавший  пепел  может  стать  причиной  пожара.
Таковы  основные  составляющие  того понятия, которые  мы назвали «человеческий
фактор»  в выборе  скорости. Конечно, дорожные  условия и  состояние  автомобиля  самым  
непосредственным  образом  влияют  на  режим  движения.  Но  нам  хотелось  бы,  чтобы
вы  не  забывали  при  этом  о  своих  личных  особенностях,  своей  индивидуальности  и не
старались  обязательно  и  любой  ценой  поставить  себя,  как  говорится,  на  одну  доску
с  тем,  кто  почему-то  едет  быстрее.  Выбирайте  ношу  по  силам.


Возврат к списку


Авторы :Зингер Г.А., Пархачев А.Д.
За пять секунд до аварии: Водителю о безопасности дорожного движения. - М. : ДОСААФ, 1984. – 120 с., ил.