НЕ СУМЕЛ ОБЪЕХАТЬ


Мастерство  управления  автомобилем  складывается из многих  элементов,
первоначальным  является  посадка  за  рулем.  Водитель  приучи  себя  правильно
сидеть за рулем.  Да, не  удивляйтесь:  посадка  за рулем  влияет  на  безопасность
движения  самым  непосредственным  образом.  Дело не  только  в  том,  что 
неправильная  поза  водителя  вызывает   излишнее  напряжение  мышц,  а  потому
приближает  утомление.  Хотя  это  само  по  себе  уже  достаточно  опасно  -  теряется
быстрота   реакции,  снижается  острота  зрения  и  точность  восприятия  дорожной  обстановки. Такой  человек  чаще  попадает  в  критические  ситуации,  особенно
в  дальней  поездке,  когда монотонность  дороги  вдобавок  убаюкивает  и расслабляет  его.  Но  главное - при неправильной  позе  водитель просто  не  в  состоянии  умело  управлять
автомобилем.  Посадка  за  рулем  немыслима  без  правильной  регулировки  сиденья. 
Как  же  этого  достичь?  Сначала  отодвиньте  сиденье  как  можно  дальше  назад,
но не настолько,  чтобы  приходилось  тянуться до педалей.  Затем  установите  спинку
так,  чтобы  туловище, плотно  прижатое  к ней,  составляло  с  бедрами  угол  95*… 120*,
а руки  в локтях – приблизительно 120*…140*.  Если  руки  полностью  выпрямлены  и
вам  трудно, не наклоняясь  вперед,  поворачивать  руль  за  его  верхнюю  часть,  то
переместите  сиденье  немного  вперед.  Обратите  внимание  на то, чтобы бедра плотно
прилегали к сиденью, были  расслаблены и в момент нажатия  на педаль не давили на
сиденье. Если это не так, значит, сиденье  близко придвинуто к рулю. Начните все сначала.
Окончательная  доводка  производится  после  непродолжительной  поездки. 
Применение  ремней безопасности заставляют водителя занимать правильное положение за рулем. Приучите себя всегда и везде пользоваться  ремнями безопасности.
Они  в самом  деле спасают  жизнь.
Теперь  о том, как держать и поворачивать рулевое колесо.  Сначала об усилии,
с  которым  мы сжимаем рулевое колесо. Образно говоря  его надо держать, как птицу,
стараясь не задушить  ее,  и не позволить ей улететь. Другими словами, необходимо
хорошо чувствовать руль и быть готовым в любую минуту передать  на него любое
усилие, иной раз до предела  своих физических возможностей.  Скажем,  при  проколе
шины переднего колеса, особенно на большой скорости. Вот где надо не пропустить
начало увода  рулевого  колеса и, приложив все силы, суметь удержать его. По сути дела,
именно на этот случай и следует держать руль не очень слабо, хотя движение в обычных
условиях  требует, конечно, значительно меньше усилий. К сожалению, новички  часто сжимают  руль, что  называется , мертвой  хваткой, до синевы  в  пальцах.  Это одна крайность.  В другую  впадают  те, кто считает  себя  ужу  достаточно  опытным и управляет
машиной  вообще  одной  рукой: вот, мол, какой  я  уже  мастер. Уверяем  вас, что  до
настоящего  мастерства  здесь  очень  далеко.  Езда на высоких скоростях в потоке машин
требует почти ювелирной точности и техники при объезде неожиданных помех  на пути. 
Переложить  руль  туда и обратно  со строго заданной  амплитудой одной рукой  просто 
невозможно.  Кто не  верит  нам, пусть попробует  на досуге  выполнить  змейку  между
габаритными  стойками  на  какой-нибудь  свободной  площадке.  Тут вы на  практике
убедитесь, что управлять автомобилем  можно только двумя руками.
А  как  действовать  рулевым  колесом  при  повороте?  Толкать  руль, скажем,  снизу  вверх  или тянуть его сверху вниз?  Каким  должны  быть  движения  рук – короткими  и  резкими  или  широкими и плавными?  Видимо, многие читатели на эти вопросы  сразу и не ответят, поскольку  просто  никогда  не  задумывались  над  тем, как  они  это  делают. Некоторые, может быть,  даже  поиронизируют:   это, мол,  все  равно,  что  задумываться  над  тем, как мы ходим. Между  тем «ходить» рулем надо не интуитивно,  а осознанно  и рационально,  ибо  в  критической  ситуации  очень  часто  все  решает  быстрый,  энергичный  и  точно  контролируемый  поворот  руля.
Посмотрите, как действует рулем на закруглении дороги не очень опытный водитель.
Он  чаще  всего толкает его короткими  движением  одной  руки  снизу  вверх,  затем 
фиксирует  его другой  рукой и повторяет  все снова, а если надо,  многократно.  Он  как
бы  перебирает  рулевое  колесо руками и в спешке, боясь  не  вписаться  в  поворот,
нередко  хватает  лишку, а потом  пытается  тем  же  способом  возвратить  руль обратно.
В результате его  маневр  оказывается и медленным, и неточным. Водители  со  стажем
выполняют его, как правило, за один прием. Для этого при повороте,  например  налево,
они  перекладывают  правую  руку  на  нижнюю часть  руля и толкают его вверх   или,
взявшись  левой  рукой за верхнюю  часть, тянут вниз.  Неудобно  вращать и удерживать
руль одной рукой, когда вторая  просто  бездействует.  Снижается  точность  поворота,
в  ряде  случаев  руль  может  легко  вырваться  из  рук, а это почти всегда  авария. 
Поэтому  лучше  всего  поворачивать  руль  двумя  руками  одновременно:   левой   из
положения  «11 часов» , правой - «4 часа» при повороте  налево  и,  наоборот,  правой
из положения «1 час»,  а левой  «8 часов»,  когда  поворачивается  направо.  Конечно,
на очень крутых поворотах  руль придется вовремя перехватить,  иначе руки  скрестятся
и дальше вращение руля  станет невозможным.  Чтобы не терять время,  делайте  это
пока руки еще не пришли в положение  «8 часов» или «4 часа».  Можно и отпустить
рулевое  колесо.  Не только  можно,  но и нужно,  когда  поворот  уже  пройден  
и  автомобиль  выходит  на  прямую.  Отпускать  не  значит  бросать  его. Просто надо,
не снимать рук с обода  колеса,  разжать немного пальцы  и пропустить его  в  ладонях. 
Передние  колеса  автомобиля, стремясь  занять  положение  для  прямолинейного
движения,  сами  возвратят  руль  обратно.  Этот эффект будет  проявляться  тем сильнее,
чем круче  повернуты  колеса и выше  скорость  машины.  Поэтому на выходе из поворота
скорость  следует увеличить. Если  же  скорость  на  выходе  из  поворота  слишком  мала,
то  возвращать  руль  в  исходное  положение  надо  самому  таким же  образом, как  это
делалось  в  начале  маневра. Необходимое  предостережение:  не  спешите  отпускать
рулевое  колесо, так как вы просто можете не вписаться  в поворот, но и не передерживайте
его, чтобы не поехать в другую сторону. Надо уловить момент,  когда автомобиль  еще
не  расположился  параллельно  оси  дороги, но  за  время  поворота  колес  как  раз  и
займет  такое  положение.  Этот  опыт  придет  к  вам  со  временем  и довольно  быстро,
если  будете  постоянно тренироваться.
При  выполнении  любых  маневров  соразмеряйте  скорость  вращения  рулевого  колеса  с  темпом  движения  автомобиля.  Мастера  за  рулем  отличает  плавность  движений. Понаблюдаешь  за  ним, и кажется, что он просто  слегка  помогает  автомобилю,  а  не дергает  его  постоянно  за  узду.  При  движении  по  прямой  руль у него почти  неподвижен, лишь  изредка  и  едва  заметно  он  подправляет  его.  Неопытный  водитель, наоборот, беспричинно  крутит  руль,  постоянно  «выравнивая» машину,  хотя  в  этом  нет  никакой нужды.  На  мокрой  или  скользкой  дороге  такие   «выравнивания»  могут  привести  и  к  заносу. 


Возврат к списку


Авторы :Зингер Г.А., Пархачев А.Д.
За пять секунд до аварии: Водителю о безопасности дорожного движения. - М. : ДОСААФ, 1984. – 120 с., ил.