ОДНОГО МЕТРА НЕ ХВАТИЛО

ОДНОГО МЕТРА НЕ ХВАТИЛО

ДТП.  Давайте  разберемся.  Небольшой  дождь, закругление  дороги,  трейлер
на  обочине,  впереди,  в 70 метрах  незадачливый  пешеход  переходит  дорогу, 
разумеется,  случайны.  Всего  этого  могло  и  не  быть.  Но  причина  происшествия  в  общем-то  не в этом.  В  том, что водителю  не  хватило  до  полной  остановки  буквально  одного-двух  метров,  он  сам  виноват, и то, что  произошло, закономерный  результат  его  собственных  ошибок.
            Прежде  всего – недооценка  реальной  опасности  сложившейся  на  дороге
ситуации.  В  чем  она  заключалась ?  Кратковременный  дождь  не  смывает  с дороги
грязь, а «замешивает»  ее  в  очень  скользкую  пленку.  По  коэффициенту  сцепления
она  сравнима с  укатанным  снежным  настом.  В  отдельных  случаях  увлажненное
шоссе  может  стать  таким  же  скользким, как  ледяная  корка.  Это  бывает  на
свежеуложенном  или  очень  грязном  асфальте, а также  на участках  частого торможения
машин,  скажем,  перед  перекрестками.  В  таких  условиях  не  только  крутой  поворот,
но  и  обычное  закругление  дороги  требует  всегда    пусть  незначительного,  но
заблаговременного  снижения  скорости.  Во-первых,  чтобы  почувствовать,  устойчив ли
автомобиль  на  дороге.  Во-вторых,  чтобы  не  тормозить  уже  на  самом  повороте:
при  повернутых  передних  колесах  это  грозит  заносом.  Кроме  того,  трейлер  на
обочине  тоже  не  безобидная  деталь  пейзажа.  Он  конечно же  несколько  ограничивал
обзорность  на  повороте.  Не приняв  во  внимание  все  эти  очевидные  для  опытного
водителя  обстоятельства,  водитель и  дальше  допускал  один  промах  за  другим.
Не  распознав,  насколько  скользко  покрытие  дороги,  он продолжал  движение  с
максимально  разрешенной  скоростью.  Это  было  явной  ошибкой.  Кстати,  всегда
надо  помнить, что установленный  Правилами  дорожного  движения  предел  скорости
90 км/ч  предполагает  наиболее  благоприятные  дорожные  условия  для  езды.  В
описанном   случае   обстановка  на  дороге  такой  вовсе  не была.  Следующий  просчет
водителя  заключался  в  том,  что им  не  была  снижена  скорость  перед  поворотом.
Наконец,  приблизившись  к  трейлеру,  он  не  только  не  подготовил  себя  к  возможным
неожиданностям  в  непросматриваемой  зоне, но, пытаясь  прочесть  надпись  на  фургоне,
вообще  на  какое-то  время  отвлекся  от наблюдения  за  дорогой.  Две  ошибки  подряд !
Вот  поэтому  появление  пешехода  на  пути  следования  и застало  водителя  врасплох,
а  секунда  испуга  подсократила  и  без  того  довольно  скудный  лимит  времени. Будучи
неподготовленным  к  действиям  в  такой  критической  обстановке,  он  принял  -  и  это
можно  понять - неверное  решение :  просто  резко  затормозил.  Это была  еще  одна
ошибка.  И  решающая,  ибо  до  этого  момента  он  еще  мог  спасти  положение :  если бы
тормозил  грамотно,  учитывая  состояние  дорожного  покрытия,  свою  скорость  и 
траекторию  движения.  Но, увы,  сработали  навыки, приобретенные  в обычных условиях
езды,  на  сухой  дороге. Он  резко  нажал  на  педаль  тормоза,  вызвав  юз  всех  четырех
колес, что  резко  увеличило  тормозной  путь  машины.  К  тому  же  сразу  возник  занос,
ибо  автомобиль  двигался  в  этот  момент  по  дуге  и  испытывал  действие  центробежной
силы.  Вот  почему,  разбирая  причины  этого  происшествия,  мы  остановимся  именно
на  последнем  вопросе – как  же надо  правильно  тормозить.
            В  70  из  каждых  100  наездов  на  пешеходов  водителем  не  хватает  до  полной  остановки  не  больше  одного  метра.  Однако  в  ряде  случаев  эти  потери  можно
компенсировать,  если  суметь  до  минимума  сократить  тормозной  путь  автомобиля.
Здесь  имеют  значение  скорость  и  траектория  движения,  профиль  дороги,  состояние
ее  покрытия,  исправность  самого  автомобиля.  При  большой  скорости  усилие  на  педаль  тормоза  надо  ослаблять  по мере  замедления  движения.  Психологически  это
трудно:  чем  ближе  препятствие,  тем  сильнее  хочется  нажать  на  педаль.  Но выработать
такой  навык  совершенно  необходимо.  Траектория  движения.  Избегать  тормозить  на
поворотах,  а  при  высоких  скоростях  и  скользком  покрытии  не  делать  этого  вовсе.
Если  уж  без  торможения  никак  нельзя, надо  одновременно,  хоть  на  миг,  поставить  колеса  прямо,  чтобы  погасить  поперечную  силу.  Поворачивать   и  тормозить   одновременно  нельзя !  В зависимости  от  обстоятельств  надо  выбирать  что-нибудь
одно.  Порой  объезд  лучше,   если,  конечно, на  пути  нет  помех.  Профиль  дороги.
Как  может  влиять  на  безопасность  движения  профиль  дороги.  Конечно,  всякие
бугры  и  выбоины  водитель,  как  правило,  в  состоянии  заметить  вовремя  и  принять
необходимые  меры. Другое  дело  малоприметные, более  или  менее  плавные  изменения
профиля  дороги  в продольном  или  поперечном  направлении.  Они  внезапны  и  коварны.
 Особенно  опасны  50 – 80 м.  Перед  ними  надо  снижать  скорость,  не   пользуясь
тормозами,  тем  более  на  скользкой  дороге.  Состояние  дорожного  покрытия. 
Коэффициент  сцепления  может  изменяться  от  0,7  до  0,07.  На  мокром  асфальте  в  значительной  степени  зависит  от  скорости  автомобиля.  Мокрой  же  дорога  бывает
не  только  в  дождь, но  и  туман.  В  туман, как  и в  начале  дождя, на дороге  образуется
пленка  из  влаги  и  грязи, в  которой  содержатся  автомобильное  масло,  частицы  резины,
материалы  покрытия  дороги и другое. Эта  пленка  делает  поверхность  дороги  очень
скользкой.  Столь  же  опасна после  дождя  травянистая  дорога,  луговина.  Здесь
коэффициент  сцепления  такой  же,  как  на  укатанном  снегу  с  ледяной  коркой. Скользким
бывает  свежеуложенный  асфальт.  А зимой  скользкой  дорога  бывает  почти  всегда.
На  дорогах  с  низким  коэффициентом  сцепления   прикладывать  к  педали  тормоза
большое  усилие  нельзя.  А как  все-таки быть, если  обстоятельства  требуют  экстренной
остановки ?  Снижать  скорость  автомобиля  двигателем  и  только  в  дополнение  к
этому  слабо,  в  крайнем  случае  умеренно,  нажимать  на  педаль  тормоза.  На  сколькой
дороге,  тормозя  двигателем,  никогда  не бросайте  резко  педаль  сцепления.  В гололед
тормозить  надо  прерывисто  и  слабо, буквально  на  грани  сцепления  колес  с  дорогой.
Техническое  состояние  автомобиля.  Очень  важна  правильная  регулировка
тормозных  механизмов.  Если  тормоза  на  одной  стороне  не  работают,  то  даже
на  сухом  асфальте  торможение  сопровождается  довольно  заметным  боковым
отклонением  автомобиля   от  курса.  При  разности  тормозных  моментов  на  колесах
 даже  в  20%  эксплуатировать  автомобиль  нельзя,  т.к.  его  боковое  отклонение  становится  значительным  и  грозит  заносом.  Следовательно,  тормозная  система  автомобиля  всегда  должна  быть в полной  исправности. Равномерность  торможения
зависит  и  от  шин. Они  должны  быть  одного  типа  на  всех  колесах,  равной  степени  износа  и  иметь  одинаковое  давление  у  колес  одного  моста.  Определенную  пользу
приносит   включение  пониженной  передачи.  Для  овладения  всеми  приемами  торможения  нужны  регулярные  тренировки. 

                                                    СПОСОБЫ  ТОРМОЖЕНИЯ 
  • Уменьшение  подачи  топлива.
  • Переход  на  низшую  передачу.
  • Легкое  нажатие  на  педаль  тормоза.
  • Легкое  нажатие  на  педаль  тормоза  с  переходом  на  низшую  передачу.
  • Умеренное  нажатие  на  педаль  тормоза.
  • Умеренное  нажатие  на  педаль  тормоза  с  переходом  на  низшую  передачу.
  • Сильное  нажатие  на  педаль  тормоза.
  • Сильное   нажатие  на  педаль  тормоза  с  постепенным  уменьшением  усилия.
  • Сильное   нажатие  на  педаль  тормоза  с  постепенным  уменьшением  усилия
  • и  переходом  на  низшие  передачи  вплоть  до  первой.
  • Кратковременное  и  неоднократное  нажатие  на  педаль  тормоза.


Возврат к списку


Авторы :Зингер Г.А., Пархачев А.Д.
За пять секунд до аварии: Водителю о безопасности дорожного движения. - М. : ДОСААФ, 1984. – 120 с., ил.