ЗА ПОВОРОТОМ ПОВОРОТ

ЗА ПОВОРОТОМ ПОВОРОТ

Поворот,  пожалуй, один  из  самых  сложных  элементов  в  технике  вождения  автомобиля.  Повороты  нам  встречаются  самые  разные.  Если  общими  словами:
простые,  средней  сложности  и  сложные.  К  первым  можно  отнести  закругления 
большого  радиуса  в  равнинной  местности,  на  которых  скорость  можно  и  не  снижать.
Средней  сложности  могут  оказаться  довольно  крутые,  но хорошо  просматриваемые
виражи.  Здесь  приходится  не  только  сбрасывать «газ», но  и  слегка  притормаживать,
а порой и включать третью  передачу. Но самые  сложные  и трудные – это крутые  повороты
с  ограниченной  видимостью, особенно  в  горах,  где  дорога  иногда  меняет направление
на  180*, а  также  так  называемые  улитки  со все уменьшающимся  радиусом.  Тут уж надо
тормозить  еще  более  интенсивно  и  включать  вторую  или  даже  первую  передачу.
Что  такое  поворачиваемость ?  В  одних  примерно  условиях  разные  автомобили
ведут  себя  по-разному.  У  одних  поворачиваемость  явно  избыточная,  у  других – недостаточная.  При  движении  автомобиля  по дуге  его  шины  под  воздействием
центробежной  силы (боковой  по  отношению  к  колесу)  деформируются,  и  колеса  от
этого  катятся  под  некоторым  углом  к  плоскости  своего  вращения.  Такое  явление
называется  боковым  уводом.  Понятно,  что  боковой  увод  тем  больше,  чем  меньше
сцепление  колеса  с  дорогой  и  эластичнее  сама  шина.  Эти  два  показателя,  в  свою
очередь, зависят  от  высоты  и  ширины  покрышки,  рисунка  протектора, нагрузки  на
колесо  и  давления  воздуха  в  шине.  Боковой увод  передних  и  задних  колес  в
зависимости от  конструктивных  особенностей  автомобиля,  расположения  центра  масс
может  быть  разным,  что  существенно  сказывается  на  поведении  машины. 
Если  боковой  увод  передних  колес  больше  задних,  то  говорят  о  недостаточной
поворачиваемости,  автомобиль  при  этом стремится  спрямить  курс,  увеличить радиус
поворота.  Если  больше  боковой  увод  задних  колес, мы  имеем  дело  с  избыточной
поворачиваемостью, когда  автомобиль  стремится  двигаться  по более крутой  траектории,
чем  та,  которую  задают  ему  передние  колеса. 
Чтобы пощупать  все  своими  руками и понять, как надо действовать на повороте
не  вообще,  а  именно  на том автомобиле, которым  вы  управляете,  проделайте  такое
упражнение. Совершите по замкнутому  кругу  несколько  витков, постепенно  наращивая
скорость.  Если у вашего автомобиля недостаточная  поворачиваемость,  то  он  сначала
хорошо держит дорогу, и небольших  поворотов  руля  достаточно,  чтобы  машина  не
рыскала  из  стороны в сторону на неровностях  дороги.  Однако  с  увеличением  скорости
вы  почувствуете, что  автомобиль  начинает  уходить  от  центра  круга. Теперь,  чтобы 
вести  его  по  прежней  траектории, приходится  все  больше и больше поворачивать  руль.
В конце  концов автомобиль перестает  реагировать на  поворот  руля, передние  колеса
теряют сцепление с дорогой и начинают  скользить. Машина  становится  неуправляемой.
При избыточной  поворачиваемости, наоборот, когда вы станните прибавлять скорость,
то заметите, что  задняя  ось смещается  влево-вправо,  и  вам  приходится  непрерывно
подправлять  траекторию  движения. Автомобиль все время стремится перейти на дугу
меньшего радиуса, и, чтобы сохранить  заданный курс, приходится понемногу  возвращать
руль обратно. Такая  повышенная  чувствительность  автомобиля  к  рулю  при  дальнейшем
увеличении  скорости  может  привести к заносу  задних колес.  Чуть  больше, чем надо,
переложите  руль – и возник  занос.  Прежде чем войти в поворот, подумайте, а как из него
выйти.  Одно, дело, когда он полностью просматривается или настолько  хорошо  знаком.
И  совсем  другое, когда  обзор  ограничен :  тут  вас  могут  подстерегать  любые неожиданности.  Любой  поворот  надо  проходить  с  ускорением  и  на  одной  той  же передаче.  Почему с ускорением ? Потому что оно вызывает  выгодное  для  этого  случая
перераспределение  нагрузки  по  мостам  автомобиля.  Вы  замечали, наверное , что  при
резком торможении  машина  клюет носом (нагружается передний мост),  а  при  резком
трогании  с  места  как бы  приседает (нагружается задний  мост).  Тормозить  на повороте,
конечно, не следует: это уменьшает нагрузку на задний мост и увеличивает  вероятность
заноса. Перед  крутыми поворотами  надо  обязательно  снижать  скорость. Центробежная
сила в  этом  случае  заметно  влияет  на  поведение  автомобиля,  а потому  надо  точно рассчитать скорость на входе в поворот и аккуратно обращаться с педалью «газа» на самом
закруглении,  особенно  на  скользкой  дороге.


Возврат к списку


Авторы :Зингер Г.А., Пархачев А.Д.
За пять секунд до аварии: Водителю о безопасности дорожного движения. - М. : ДОСААФ, 1984. – 120 с., ил.