БЕЗ РАСЧЕТА
Обгон – самый ответственный маневр на дороге. А в обстановке, когда
навстречу приближается другой автомобиль, ответственный вдвойне. Здесь нужен
не приблизительный, а совершенно точный расчет, не примерное, а совершенно
четкое представление о том, при каких условиях обгон выгоден и без особого риска
выполним, а при каких невозможен. Конечно, каждый из нас свои действия за рулем
рассчитывает. И тем не менее при обгонах водители, увы, ошибаются чаще всего.
А ошибки эти самые опасные, и последствия их самые тяжелые. Ничего удивительного.
Как правило, они заканчиваются столкновениями машин, а обгоны происходят все-таки на довольно высоких скоростях.
Довольно часто приходится наблюдать такую картину. Водитель изо всех сил
пытается обойти другого, но время течет, а он никак не может выйти вперед.
Но не потому, что обгоняемый прибавляет «газ». Просто у обгоняющего явно
не хватает запаса скорости. И все-таки он упорно продолжает обгон. В результате
маневр затягивается на сотни метров, а обстановка на дороге успевает существенно
измениться. Появляется встречная машина, из-за угрозы столкновения приходится теснить обгоняемого, вынуждать его резко тормозить. А что в финале ? Пикирование
в кювет, поверьте, не худший вариант. Кому же нужны такие безрассудные обгоны ?
Можно вспомнить и немало других примеров, когда даже опытные водители попадали
впросак из-за неумения прогнозировать действия других участников движения, в другой
раз из-за собственной неосторожности, а то и агрессивности, или, наоборот, нерешительности. Но основная причина аварий при обгонах связана все-таки с ошибками при определении пути и времени обгона. Да, на автомобильных дорогах
обгон сплошь и рядом совершается на довольно высоких скоростях – 70- 90 км/ч. Но это
еще не значит, что он происходит быстро, так как дело здесь не просто в скорости,
а в темпе обгона, под которым понимается разность скоростей обгоняющего и обгоняемого. А она, увы, часто оказывается невелика. Вот почему и скорость обгоняющего
вроде бы приличная, а время обгона получается слишком большим, а путь длиннее, чем
казалось по расчетам, Вы думали уложиться в 300 м, а не хватило 500 м, полагали, что
видимость в полкилометра достаточна для безопасности предпринимаемого маневра,
а выясняется, что надо было заглядывать вперед почти на километр.
При обгоне надо обеспечить высокую относительную скорость. Ибо чем выше
темп обгона, тем короче ваше пребывание на полосе встречного движения, тем
непродолжительнее тесное (бок о бок) соседство с обгоняемым, тем меньше сам путь
обгона. На вопрос, каким же быть темпу обгона, однозначно ответить трудно. Многое
зависит от условий движения, мастерства водителя и, не в последнюю очередь, его
глазомера. Когда шоссе прямое, проезжая часть достаточно широкая, а движение
редкое, можно без особого риска достичь разности скоростей в 30, 40 и даже 50 км/ч.
Требуемый темп обгона легко поддерживать на автомобиле с хорошей
динамической характеристикой, обеспечиваемой главным образом мощным двигателем.
Труднее на моломощной машине. Здесь помогает своевременный переход на понеженную передачу, правильное использование рельефа местности. Грузовик,
например, легче обогнать на подъеме, где скорость его движения почти всегда падает.
Когда у вашего автомобиля не хватает динамичности, чтобы достичь преимущества в
скорости хотя бы в 15-20 км/ч, от обгона следует отказаться и двигаться в общем ритме.
Вторая заповедь: не преуменьшайте в своих расчетах скорость встречного
автомобиля. Лучше ошибиться в другую сторону. Иной раз, водитель, довольно
резво начав обгон и заняв полосу встречного движения, вдруг экстренно тормозит
и резко уходит вправо. Хорошо еще, если он при этом сигнализирует другим водителям
о своем неожиданном маневре. Но нередко бывает так, что, не включив указатели поворота и не посмотрев в зеркало заднего вида, он шарахается обратно, а место …
уже занято. Другой же водитель, не ожидая этого, что называется выталкивает авто-мобиль неудачника под удар встречной машины. Поэтому семь раз отмерьте, прежде
чем примете решение об обгоне. Надо взять себе за правило : в любой даже самой
благоприятной обстановке выполнять обгон в течение возможно более короткого
времени. Только что впереди никого не было, а несколько секунд спустя, например,
с боковой дороги выехал и двинулся вам навстречу другой автомобиль. От безобидной
ситуации не осталось и следа. Если вы обгоняли в высоком темпе, то успеете завершить
маневр. Если нет – могут возникнуть осложнения. Вот тут-то вы, наверное, пожалеете,
что затянули обгон, когда могли все сделать более энергично.
Перед выездом из своего ряда еще раз бросьте взгляд в зеркало заднего вода –
все ли в порядке? Обратите внимание и на поведение водителя обгоняемого автомобиля:
не готовится ли он сам к какому-то маневру ? Первый признак этого – снижение им скорости. Это всегда должно настораживать : не думает ли другой водитель поворачивать
или объезжать какую-то помеху на дороге? Очень часто он вас при этом не замечает, так
как целиком поглощен наблюдением в направлении предполагаемого маневра. Поэтому
не поленитесь подать звуковой сигнал, а если нет уверенности в том, что он услышан,
и посигналить фарами. Наконец, о завершении обгона. Не торопитесь с возвращением
в свой ряд. Рано уйдете вправо, подрежете путь обгоняемому, заставите его тормозить, что на скользкой дороге небезопасно. К слову сказать, на дороге всегда надо поступать
так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Следовательно, не срезайте угол, подождите, пока обгоняемая машина покажется в зеркале заднего вида, то есть
сделайте выдержку буквально в течение двух-трех секунд, а затем уже спокойно
возвращайтесь на свою полосу движения. Если следом за вами совершает обгон
другой автомобиль, а встречный уже близко, моргните приближающемуся навстречу
водителю фарами и чуть повремените уходить вправо. Это даст ему понять, что не следует повышать скорость, а идущему за вами следом позволит встать в строй без помех для
обгоняемого.
Авторы :Зингер Г.А., Пархачев А.Д.
За пять секунд до аварии: Водителю о безопасности дорожного движения. - М. : ДОСААФ, 1984. – 120 с., ил.