КУДА ЖЕ ВЫ СМОТРЕЛИ ?

Мы  намерены  поговорить  о  том, какими  должны  быть  действия  водителя
в критических, а порой аварийных  ситуациях, каким образом управлять  в этот момент 
автомобилем,  чтобы  избежать  ДТП  или  в  крайнем  случае  свести  его последствия 
к минимуму. Однако начинать, наверное, надо не с этого. Спору нет, высокое мастерство
управления автомобилем чрезвычайно важно. И тем не менее не из всякой критической
ситуации можно выбраться  без ущерба, когда дело зашло слишком далеко. Тут порой
не  поможет  и  самая  совершенная  техника  вождения.  Стало  быть, лучше  вовсе  не попадать  в  такие  ситуации,  заранее  прогнозируя  возможное  развитие  событий  на дороге.  Вот  об  этом  прежде  всего и пойдем  разговор.
Умение  предвидеть  развитие дорожно-транспортной ситуации – один из самых важных  элементов  водительского  мастерства.  Приходит оно,  конечно, не сразу. Но  учиться  этому  искусству надо  каждый  день,  в каждой  поездке. Предвидение - это, с  одной  стороны,  точный  расчет, с  другой – наблюдательность  и  интуиция.  Расчет
предполагает  приобретение  навыка  правильно  оценивать  взаимное  расположение
транспортных  средств  и  пешеходов  на  дороге, расстояние  до них, их  скорости  и т.д.
Наблюдательность  –  умение  распознавать,  в  частности,  какой  водитель  за  рулем
другого  автомобиля  –  начинающий  или  достаточно  опытный (а стало быть,  каких
действий  от него можно  ожидать), отличать признаки,  по которым  можно  предвидеть
возникновение  опасной  ситуации.  Вы наверное  согласитесь, что вождение  автомобиля
давно  перестало  быть  приятным  времяпрепровождением,  видом  отдыха,  что ли,
а  стало  делом  серьезным  и  довольно  трудным.  Делом,  которое  требует  от  всех
участников  дорожного  движения  настоящего  профессионализма  и  не  терпит  дилетантов.  Хочешь не хочешь, а за рулем всегда надо быть собранным,  внимательным,
не  отвлекаться на посторонние  разговоры,  полностью  сосредоточиться  на  управлении
автомобилем.  Очень  многие  дорожные  происшествия  случаются, поверьте, в конечном
счете не потому, что водителю было не по силам разобраться в той или иной критической
ситуации, а только из-за  того что он обратил  внимание  на  нее  лишь в самый последний
момент,  занимался  в пути  какими-то посторонними  делами – прикуривал, разговаривал
с  пассажирами,  слушал  радио,  рассматривал  встретившиеся  достопримечательности  и
т.п. Поэтому о предвидении  есть  смысл говорить  с  теми, кто в дороге  занимается именно
управлением  автомобиля,  а  не  чем-то  иным. 
За  кем  же  и  за чем  надо наблюдать  в  пути?  Прежде всего  за тем,  кто управляет
автомобилем,  за  которым  или  рядом с  которым  вы  движетесь. Кто он – начинающий
водитель,  человек  средней квалификации или настоящий мастер. Для чего это надо? 
Чтобы определить ваше отношение к нему:  доверять ему полностью или нет, принимать
или не принимать какие-то меры предосторожности.  Выяснить,  хороший  или  плохой водитель  перед  вами, не очень трудно, тем более в дальней дороге, когда вы  можете 
за  ним  довольно  длительное  время  наблюдать.  Обратите  внимание  на  его  манеру
езды.  Хорошего  водителя  всегда  отличает  плавность  во  всех  действиях.  Он  не
срывается  с  места, не бросает  автомобиль  в  стороны,  резко  не  тормозит.  Он  умеет
выдерживать  нужную  скорость,  редко  прибегает  к  торможению.  Речь в данном случае идет о не  замедлении движения, уменьшать  скорость  то и дело  приходится, а  именно
о пользовании  тормозами.  Хороший  водитель  так  рассчитывает  обстановку  на дороге,
что  снижает  скорость  только  уменьшением  подачи  топлива  или  переключением  на
низшие  передачи.  Присмотритесь  к  нему  и  вы  увидите,  что стоп-сигналы  его авто-мобиля  загораются  лишь  тогда,  когда  ему  нужно  остановиться  совсем  или  объехать
неожиданное  препятствие. Основной  же  рабочий  инструмент  у него – педаль  «газа».
Степень  мастерства  водителя ярко проявляется и в том, каким  образом  он  выполняет
обгоны  и  проходит  повороты.  Интенсивный  обгон (без  превышения  допустимой скорости, разумеется)  с  разумными  дистанциями  и  интервалами  отличают  умелого
водителя.  Затяжной  обгон,  выезд  на  полосу  встречного  движения   на  слишком большом  расстоянии  от  обгоняемого  или, наоборот, резкий  бросок  влево  в  начале
обгона  или  вправо – в конце его, а тем  более несостоявшийся  обгон  свидетельствуют
о  низкой  квалификации  водителя. С таким  надо быть  настороже.
О  мастерстве  водителя  на  улицах  города можно судить  по тому,  насколько  соответствует  его  стиль езды общему ритму движения на дороге. Новички, например,
слишком медленно трогаются с места на перекрестках, движутся  в транспортном потоке
с  меньшей  скоростью, чем  остальные, нерешительны  при  выполнении  маневров.
Сомнительна  высокая  квалификация  и тех, кто  слишком  интенсивно  разгоняется  и тормозит,  лавирует  в потоке  с резкими перестроениями  из  ряда  в  ряд. Многое может
сказать  о внимательности, собранности и дисциплинированности водителя  то, как  он
сидит  за рулем, подает  предупредительные  сигналы,  каков  внешний  вид  его машины.
в частности, имеются или отсутствуют зеркала заднего вида. 
Но все сказанное только подход к настоящему предвидению  того, какими  могут
быть  дальнейшие  действия  водителя  или  пешехода  в  складывающейся  дорожной
обстановке, как  могут измениться в самое ближайшее время  условия движения на дороге.
Сначала  поговорим  об  участниках  движения.  Прежде  всего  о пешеходах.
Какого  же  пешехода  следует  считать  опасным?  Прежде  всего  пребывающего 
в задумчивости, когда человек, что называется, весь ушел в себя, не слышит  и  вряд  ли
что  видит  вокруг.  Здесь не рассчитывайте  на то, что достаточно  ему  посигналить –
и  все будет  в  порядке. Чаще  всего  вы его  такими действиями только  напугаете.
Очнувшись, но не понимая  обстановки, он начнет метаться из стороны  в сторону. Вы –
направо, он – направо,   вы  - налево, он – налево, и так до тех пор,  пока  пути  ваши
не пересекутся. Пытаться в этом случае объехать пешехода можно лишь при достаточной
свободе  маневра. Однако  лучше  всего  в  такой  ситуации  притормозить  или  даже 
остановиться  перед  таким  пешеходом, пусть себе «думает» дальше. К этой же категории
надо отнести и людей престарелых. Они плохо ориентируются в пространстве, не различают
сигналов  светофора, а  главное – не  в  состоянии  правильно  определить  скорость
приближающейся  машины и расстояние до нее. Вот  почему  от пожилых  людей на дороге
можно ожидать  любых  нелогичных  вроде  бы  поступков.  Как чаще всего бывает ?
Все двинулись через дорогу - и они пошли.  Однако другие пешеходы, если обстановка
на дороге изменилась, останавливаются  или  ускоряют движение, а престарелый  человек
продолжает  идти в прежнем  темпе, не глядя по сторонам. Он  реагирует  на  автомобиль
уже  в  непосредственной  близости  от  него,  слишком  поздно.  
Особого  подхода,  конечно, требуют  дети. Даже  тогда, когда  ребенок  идет с кем-
нибудь из взрослых. Очень часто дети ни с того ни сего, для  нас  во всяком случае,  вдруг
вырываются  и стремглав бросаются  через дорогу. Ведь им хочется проявить  самостоятель-ность! А реально оценивать опасность они еще не  умеют, так распределять свое внимание,
чтобы не упустить ничего вокруг, они еще не могут. Поэтому не надейтесь, что бегущий
через дорогу ребенок  остановится  и вы успеете опередить его. Предполагайте  худшее,
что он во что бы то ни стало будет стремиться достичь противоположной  стороны  улицы 
и не изменит своих намерений. Как правило, так оно и бывает.
В  больших  городах  нередко  пострадавшими  в  дорожных  происшествиях 
оказываются приезжие. Попадая  в  незнакомые  условия, они теряются, переходят  улицу 
там, где этого делать нельзя. Бросается в глаза их нерешительность . Они  долго собираются  перейти  дорогу, то покидая  тротуар, то возвращаются назад, и, наконец,  устремляются бегом  вперед.  И  здесь надо, что называется, быть начеку.


Возврат к списку


Авторы :Зингер Г.А., Пархачев А.Д.
За пять секунд до аварии: Водителю о безопасности дорожного движения. - М. : ДОСААФ, 1984. – 120 с., ил.