БЕЗОПАСНОЕ РАССТОЯНИЕ

Важно  для  водителя  хорошо  чувствовать  габариты  машины  и  безопасное  расстояние.  Ощущение  габарита.  Казалось  бы,  чего проще  оценить  то  пространство,
в  которое  автомобиль  в  одном  случае  может  пройти  совершенно  свободно,  в
другом – впритирку,  в  третьем – не  втиснуться  вовсе.  Однако  это  совсем  не  просто.
Одно  дело,  когда  автомобиль  неподвижен  или  чуть  катится,  а сужение  буквально
под  носом,  и  совсем  иное,  когда  прицеливаться  надо  метров  за  100, а  скорость,  
скажем,  60 км/час. Тут  надо  обладать  еще  и  чувством  пространственной  перспективы.
Ничего  сложного  нет,  возразит  кто-нибудь, если  человек  обладает  хорошим  глазомером
и  достаточными  навыками  вождения.  Предположим,  зазор  по  сторонам  машины  не
превышает  15 см, как тогда?  Хватит  ли   тут  одного  глазомера?  Вряд  ли.  Беда
малоопытных  водителей  как  раз  и  состоит  в  том,  что  они  полагаются  только  на
зрительную  оценку  и  не  обладают  чувством  габарита.  А  так  ли  это  важно?  И  что  это
вообще  такое?  Мы  сформулировали  бы  это  понятие  так:   чувство  габарита  -  это
запечатленное  в  памяти  представление  о  размерах  вашего  автомобиля,  а  также
способность  ощущать  их  в  движении.
Попробуйте  испытать  себя  в  конкретных  ситуациях.  Способы  ли  вы  ощущать
при  движении  по  прямой  положение  не  только  переднего  левого,  но  и  правого  
колеса?  Тогда  сумейте  проехать  правыми  колесами  автомобиля,  скажем,  по  доске
или,  увидев  впереди  небольшой  камешек,  точно  попасть  на  него  правым  передним
колесом.  Толчок  при  наезде  на  него  просигнализирует  о  том,  что  вы  правильно
выдержали  расстояние.  В  другой  раз  при  торможении  перед  светофором  попытайтесь,
не  выглядывая  из  окна, остановиться  передней  частью  автомобиля  точно у стоп-линии.
Затем  убедитесь,  удалось  ли  это.  Весьма  полезны  и  тренировки  на  определение  пространства,  необходимого  для  разворота  автомобиля  за  один  прием.  Поначалу  вы,
вероятно,  будете  часто  ошибаться,  но  скоро  у вас  сложится  отчетливое  представление
о  радиусе  поворота  вашего  автомобиля  при  повернутых  до отказа  передних  колесах. 
Это  позволит  вам  при  случае сразу понять, можно ли развернуться  в  том  или  ином  месте  без  применения  заднего  хода  или  придется  маневрировать  на  дороге.  Можно
испытывать  себя и дальше.  Скажем,  медленно  подавая  машину  назад, постарайтесь
остановиться  на  расстоянии  10 см  от   дерева,  стены,  гаража  или  какого- то   другого
предмета.  Чем  точнее  вы выполните  упражнение,  тем  надежнее  ваше  ощущение 
габаритов  автомобиля.  Эту  надежность  можно  проверять  и  при  парковании.  Заведя
заднюю  часть  автомобиля  в  промежуток  между  стоящими  у  тротуара  машинами, 
начинайте  приближаться   к  заднему  левому  крылу  стоящей  впереди  машины.
В  какой-то  момент  зазор  между  ними, по  вашему  мнению,  станет  минимальным.
Не  поленитесь  выйти  и  проверить  так ли это.  Смеем  думать,  что  во  многих  случаях 
 он окажется  еще  вполне  достаточным, чтобы  не  начинать  поворачивать  руль   обратно.
Опытный водитель  хорошо  чувствует, по  какой  траектории  пойдет  автомобиль  при
определенном  угле  поворота  колес,  какая  его  точка  окажется  наиболее  близкой
к  препятствию  и с каким  зазором.  Умение, например, правильно поставить  автомобиль
у  тротуара  решает  в  определенной  степени  вопрос  об  экономии  площади  для
стоянок,  дефицит  которой  мы  с  вами  ощущаем  все  острее  с  каждым  годом.
Но  главное  даже  не  в этом.  На дороге  могут  возникнуть  и  чрезвычайные  
обстоятельства:  внезапное  столкновение  машин  или  занос  другого  автомобиля, 
чей-то неожиданный  выезд  с  бокового  проезда  или  другой  рискованный  маневр
и  тому  подобное.  Во  всех  этих  критических  ситуациях,  уверенно  чувствуя  габариты
автомобиля,  вы  сможете не прибегать  к  резкому  торможению,  во  многих  случаях
бесполезному, особенно  на  скользкой  дороге. В опасном  месте лучше сманеврировать,
это  будет единственно правильным  решением. Разумеется,  мы  не  призываем  широко
практиковать  такой  прием  в нормальных  условиях  движения,  чтобы  не  превратиться
в  слаломиста. Нет, речь  идет  о  том  единственном  случае,  когда  другого  выхода  нет,
а  поэтому  риск  оправдан. 


Возврат к списку


Авторы :Зингер Г.А., Пархачев А.Д.
За пять секунд до аварии: Водителю о безопасности дорожного движения. - М. : ДОСААФ, 1984. – 120 с., ил.