ЗА ПОВОРОТОМ ПОВОРОТ
Поворот, пожалуй, один из самых сложных элементов в технике вождения автомобиля. Повороты нам встречаются самые разные. Если общими словами:
простые, средней сложности и сложные. К первым можно отнести закругления
большого радиуса в равнинной местности, на которых скорость можно и не снижать.
Средней сложности могут оказаться довольно крутые, но хорошо просматриваемые
виражи. Здесь приходится не только сбрасывать «газ», но и слегка притормаживать,
а порой и включать третью передачу. Но самые сложные и трудные – это крутые повороты
с ограниченной видимостью, особенно в горах, где дорога иногда меняет направление
на 180*, а также так называемые улитки со все уменьшающимся радиусом. Тут уж надо
тормозить еще более интенсивно и включать вторую или даже первую передачу.
Что такое поворачиваемость ? В одних примерно условиях разные автомобили
ведут себя по-разному. У одних поворачиваемость явно избыточная, у других – недостаточная. При движении автомобиля по дуге его шины под воздействием
центробежной силы (боковой по отношению к колесу) деформируются, и колеса от
этого катятся под некоторым углом к плоскости своего вращения. Такое явление
называется боковым уводом. Понятно, что боковой увод тем больше, чем меньше
сцепление колеса с дорогой и эластичнее сама шина. Эти два показателя, в свою
очередь, зависят от высоты и ширины покрышки, рисунка протектора, нагрузки на
колесо и давления воздуха в шине. Боковой увод передних и задних колес в
зависимости от конструктивных особенностей автомобиля, расположения центра масс
может быть разным, что существенно сказывается на поведении машины.
Если боковой увод передних колес больше задних, то говорят о недостаточной
поворачиваемости, автомобиль при этом стремится спрямить курс, увеличить радиус
поворота. Если больше боковой увод задних колес, мы имеем дело с избыточной
поворачиваемостью, когда автомобиль стремится двигаться по более крутой траектории,
чем та, которую задают ему передние колеса.
Чтобы пощупать все своими руками и понять, как надо действовать на повороте
не вообще, а именно на том автомобиле, которым вы управляете, проделайте такое
упражнение. Совершите по замкнутому кругу несколько витков, постепенно наращивая
скорость. Если у вашего автомобиля недостаточная поворачиваемость, то он сначала
хорошо держит дорогу, и небольших поворотов руля достаточно, чтобы машина не
рыскала из стороны в сторону на неровностях дороги. Однако с увеличением скорости
вы почувствуете, что автомобиль начинает уходить от центра круга. Теперь, чтобы
вести его по прежней траектории, приходится все больше и больше поворачивать руль.
В конце концов автомобиль перестает реагировать на поворот руля, передние колеса
теряют сцепление с дорогой и начинают скользить. Машина становится неуправляемой.
При избыточной поворачиваемости, наоборот, когда вы станните прибавлять скорость,
то заметите, что задняя ось смещается влево-вправо, и вам приходится непрерывно
подправлять траекторию движения. Автомобиль все время стремится перейти на дугу
меньшего радиуса, и, чтобы сохранить заданный курс, приходится понемногу возвращать
руль обратно. Такая повышенная чувствительность автомобиля к рулю при дальнейшем
увеличении скорости может привести к заносу задних колес. Чуть больше, чем надо,
переложите руль – и возник занос. Прежде чем войти в поворот, подумайте, а как из него
выйти. Одно, дело, когда он полностью просматривается или настолько хорошо знаком.
И совсем другое, когда обзор ограничен : тут вас могут подстерегать любые неожиданности. Любой поворот надо проходить с ускорением и на одной той же передаче. Почему с ускорением ? Потому что оно вызывает выгодное для этого случая
перераспределение нагрузки по мостам автомобиля. Вы замечали, наверное , что при
резком торможении машина клюет носом (нагружается передний мост), а при резком
трогании с места как бы приседает (нагружается задний мост). Тормозить на повороте,
конечно, не следует: это уменьшает нагрузку на задний мост и увеличивает вероятность
заноса. Перед крутыми поворотами надо обязательно снижать скорость. Центробежная
сила в этом случае заметно влияет на поведение автомобиля, а потому надо точно рассчитать скорость на входе в поворот и аккуратно обращаться с педалью «газа» на самом
закруглении, особенно на скользкой дороге.
Авторы :Зингер Г.А., Пархачев А.Д.
За пять секунд до аварии: Водителю о безопасности дорожного движения. - М. : ДОСААФ, 1984. – 120 с., ил.